NEWSySeregi
UPD: Обновиться....
Велес был одним из важнейших языческих богов славян, покровителем богатства, скота, торговли, музыки, искусства и поэзии. Он также считался обладателем подземного мира и тайных знаний, антагонистом громовержца Перуна
Славянские страны
Существует
13 славянских государств: Россия, Украина, Беларусь, Польша, Чехия,
Словакия, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Словения,
Босния и Герцеговина.
До принятия христианства в 988 году восточные славяне действительно почитали Велеса (в древнерусских текстах чаще Волосъ) как одно из центральнейших божеств своего пантеона. Его статус и функции подтверждаются целым рядом независимых источников: договорами Руси с греками (907, 971 гг.), «Повестью временных лет», поучениями против язычества, топонимикой, фольклором и сравнительным индоевропейским материалом.
Основные функции и статус Велеса до 988 года
«Скотий бог»
Самое прямое и неоднократное упоминание в летописях: в договоре 907 года русы клянутся Перуном и Волосомъ богомъ скотьиимъ, а в договоре 971 года — «Перуномъ и Волосомъ скотьимъ богомъ». Это указывает на то, что Велес был главным покровителем скота и всего связанного с богатством в виде движимого имущества (скот = главное богатство в архаическом обществе).
"Бог богатства, торговли и договорных отношений"
В договорах именно по Велесу клялись купцы и дружинники. После христианизации его функции частично перешли к святому Власию (покровителю скота и торговли), что подтверждает преемственность.
"Хтонический бог, связанный с нижним миром и предками"
Велес противопоставлялся Перуну как «низ» — «верху», земля — небу. Это видно из позднейшего фольклора (Велес — «змеиный» бог, противник громовержца) и из реконструкций:
- идол Велеса в Киеве стоял внизу, на Подоле (у реки), а Перун — наверху, на горе;
- в Новгороде Велес почитался особенно сильно (волхвы выступали от его имени в 1071 г.).
"Покровитель поэзии, магии и вещих знаний"
Эта функция ярче всего сохранилась в позднем фольклоре (Велес — дед вещего Бояна в «Слове о полку Игореве»: «Боян бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» — образ типично шаманский). Велес считался «волхвом богов» в позднеславянской традиции.
Традиции поклонения и «молитвы» Велесу до 988 года
Прямых текстов дохристианских молитв Велесу не сохранилось (славянская мифология была бесписьменной), но по косвенным данным можно восстановить основные формы культа:
"Клятвы и присяги"
Самая документированная форма. В договорах 907 и 971 годов русы клялись: если нарушат договор, «да будемъ златѣ яко злато се, и своимъ оружьемъ да исѣчени будемъ» — при нарушении клятвы Велесом. Клятва сопровождалась прохождением между разрубленным животным (обычно собакой или медведем) — архаический обряд, известный у многих индоевропейских народов.
"Жертвоприношения скота"
Как «скотий бог», Велес получал в жертву прежде всего домашний скот (коровы, овцы). После христианизации этот обычай перешёл к святому Власию: в день памяти Власия (11 февраля по старому стилю) до XIX–XX вв. в русских деревнях резали скот «Власию на бороду».
"Медвежий культ"
Медведь считался священным животным Велеса (ср. «волосатый» = «медвежий» в некоторых диалектах). Комоедицы (праздник 24 марта, совпадавший позже с Благовещением) — древний праздник пробуждения медведя, когда пекли блины («первые блины — комам», т.е. медведям). Это, вероятно, один из главных праздников Велеса.
"Молитвенные обращения и заклинания"
Хотя точных текстов нет, по позднейшим заговорам и оберегам можно реконструировать формулы типа:
- «Велесе, скотий боже, отвори райскыя двери, пусти скот на райское пастбище…» (зафиксировано в XIX в. в белорусских заговорах);
- обращения к Велесу как к покровителю пастухов при первом выгоне скота весной.
"Капища и идолы"
- Киев: на Подоле, у реки (разрушено при Владимире в 980-х, затем восстановлено и снова уничтожено в 988 г.);
- Новгород и Ростов: особо сильный культ (волхвы Велеса выступали против христиан в XI в.).
Таким образом, до 988 года Велес был богом хтонического плодородия, богатства, скота, торговли, магии и загробного мира — прямым антиподом небесного громовержца Перуна. Его культ был особенно силён у торгово-ремесленного и земледельческо-скотоводческого населения низовий (Подол в Киеве, низинные города).
После крещения его образ был демонизирован и частично перенесён на святого Власия, а в фольклоре — на «чёрта» и вещих волхвов.
Комментарии